Узбекистан 01 июня 2016 15911 Абдурауф Фитрат – бился за просвещение, умер от непросвещенности Абдурауф Фират – узбекский историк и поэт, всю свою жизнь бившийся за просвещение узбекского народа. Фитрат родился в древнем городе Бухара в 1886 году в семье богатого и уважаемого Абдурахим бая и грамотной Мустафобиби. Мать Фитрата с колыбели напевала ему строки из Корана, рассказывала стихи и сказки, которые запали глубоко в сознание мальчика. Родители отдали сына учиться сначала в традиционный мусульманский мактаб (школа), затем определили его в самое престижное высшее духовное училище Средней Азии на тот момент – медресе Мири-Араб в Бухаре. Фитрат – узбекский историк и поэт, закончив обучение в медресе, отправился по настоянию своего отца в хадж (паломничество) по территории Османской Империи, Индии и России. Увлекавшийся чтением узбекской, арабской и персидской литературы, Фитрат всегда выделялся своим всесторонним мышлением и был отмечен преподавателями как умный и находчивый юноша. В этот период своей жизни Фитрат всерьез увлекается джадидскими идеями, пропагандирующими мусульманские народы к просвещению, к развитию тюркских языков и литературы, светских дисциплин, использованию достижений науки. К тому же джадиды пропагандировали равноправие женщин. В 1910 году Фитрат в составе группы наиболее способных и одаренных студентов был отправлен в Стамбул для продолжения обучения в Стамбульском Университете. Будучи студентом, он со своими сверстниками организовал общество «Бухарское просвещение», члены которого обсуждали проблемные стороны жизни, быта и образования тюркских народов. В Турции Фитрат публикует свои первые произведения «Муназара» и «Рассказы индийского путешественника», которые были написаны на фарси и переведены впоследствии на узбекский и русский языки. В Турции Абдурауф Фитрат – узбекский историк и поэт также публикует статьи в турецкой газете «Правильный путь». В это самое время он пишет открытое письмо к эмиру Бухарского ханства, в котором заявляет: «Вы сколько хотите можете закрывать глаза и уши, но Вы не можете осознавать всю нищету нашей дорогой Родины. Вы свою Родину и нацию довели до такого состояния, что самые нуждающиеся люди во всех уголках Земли кровью плачут, видя нашу жизнь…» После возращения в родную Бухару в 1913 году Абдурауф Фитрат – узбекский историк и поэт, работает в различных районах Бухары учителем, активно пропагандируя идеи джадизма. В 1914 году Фитрат выпускает первый сборник стихов «Наъра» («Вопль»), в котором атакует не только местную узбекскую власть, но и российских правителей. Из-за своих взглядов, Фитрата начинают преследовать. Его гонят из Бухары, затем из Самарканда в Ташкент. Благодаря его стараниям узбекский язык становится государственным, собраны и систематизированы бесценные рукописи, открывается первая музыкальная школа, делегация из 70 узбекских юношей и девушек отправляется в Германию на обучение. Под его началом издают учебники для школьников, открывают национальный театр, наводят порядок в сфере возделывания и орошения земель. Именно тогда, когда он гоним властями, но деятельность его доходит до своего пика, Абдурауф Фитрат – узбекский историк и поэт в действительности счастлив за свою Родину. Но в 1923 году этому счастью приходит конец. Из Москвы настоятельно просят, чтобы Фитрата уволили с работы и отстранили ото всех дел. Его вызывают в Москву с настоятельными просьбами остаться в столице. Там Фитрат находится под строгим присмотром НКВД, работает профессором в институте востоковедения. В 1927 году Абдурауф Фитрат возвращается на Родину, где до 1937 года работает в Самаркандском педагогическом институте, а также в Ташкентском институте языка и литературы. Хотя в эти самые годы Абдурауф Фитрат и пишет свои лучшие произведения, полные горечи, рассказывающие о борьбе народа сначала против местной власти, а затем и против большевиков. Но эти произведения не публикуют, предупреждая поэта о последствиях. В 1937 году Абдурауф Фитрат – узбекский историк и поэт, был арестован, а годом позже в 1938 он был расстрелян. В 1962 году Фитрат был посмертно реабилитирован. Всю свою жизнь бившийся за просвещение своего народа, за процветание своей Родины – Узбекистана, он умер от непросвещенности взглядов правительства. Жмите на Групповой тур Жмите на Индивидуальный тур Поделиться: