Одним из малоизученных мест Бухары является мазар Турк-и Джанди. Материалы, имеющиеся о нем, известны узкому кругу специалистов, о нем нет сообщений в путеводителях, хотя существует мазар около десяти веков и является почти ровесником мавзолея Саманидов в Бухаре.
Что в имени… твоем? Или генеалогическое древо святого.
Мазар – дословно «место, которое посещают» – объект паломничества, обычно могила мусульманского «святого».
Полная арабская форма имени святого, бывшего в то время красноречивым и образованным имамом, встречается в дошедшей до нас работе ас-Самани середины ХII в. (перевод на русский язык Ш. Камалиддинова) и звучит так: Абу Наср Ахмад ибн ал-Фадл ибн Муса ал-Музаккар ал-Джанди. Первое упоминание об ал-Джанди было в недошедшей до нас работе ал-Буйсари «Биографический словарь нисб».
Ас-Самани со ссылкой на ал-Бусайри далее сообщает, что святой общался с Абу Бакром «Калабази (ум. предположительно в 990–995 гr.), известным бухарским шейхом, после смерти которого получили название одни из восточных ворот Бухары (позднее Мазар-и Шариф).
Святой был родом из одного из племен (предположительно – туркменского) Джанда, которые основали новое селение к югу от реки Шахруд за пределами Бухарской городской крепостной стены Х века.
Именем Святого было довольно распространенное в нашем понимании среди мусульман имя Ахмад; первая часть формы Абу Наср («отец Насра») – является так называемой куньей, т.е. происходящей от имени сына. Следующие две части – это патронимы: ибн ал-Фадл («сын Фадла») и ибн Муса («сын Мусы»); следующая часть – эпитет ал-Музаккар – «крепкий», «ласковый», «украшенный»; наконец в конце нисба – ал‑Джанди («из Джанда»), географическое понятие, означающее – из области Джанда.
На русском языке полное имя и звание Святого будет звучать как: глава мусульманской общины Ахмад отец Насра, сын Фадла, внук Мусы, крепкий и украшенный из города Джанда.
Книга ас-Самани «Китаб ал-Ансаб», где впервые упоминается имя святого, – это биографический словарь нисб. И.Ю. Крачковский объясняет: «Нисба» – это генеалогия, имя относительное, указывающее на происхождение того или иного лица из определенного города, селения, местности, рода, племени и т.д.
Книга содержит в себе ценные сведения по истории, исторической географии и топографии городов, истории науки и культуры Центральной Азии домонгольского периода. Автор неоднократно бывал в Бухаре, в том числе в 1153 и 1156 гг., жил здесь продолжительное время и хорошо был знаком с городом и его окрестностями. В своей работе он упоминает 196 географических названий, связанных с Бухарой того времени. В этой же работе сказано, что ал-Джанди записывал хадисы и учился у комментаторов Корана, т.е. был 'Улама.