В мире, несмотря на новейшие технологии и развитие науки, до сих пор осталось еще очень много неразгаданного. Возможно, наши предки хотели оставить потомкам какие-то зашифрованные послания, возможно, некоторые загадки на самом деле выдумки. Взять хотя бы отдельные архитектурные памятники. Ученые и археологи до сих пор гадают, для чего они были построены. Узбекистан, к примеру, располагает, по крайней мере, одним таким памятником. Речь идет об усыпальнице Юнус-Хана.
Усыпальница Юнус-Хана была построена в XV веке в Ташкенте для одного из правителей города – Юнус-Хана Моголистанского. Легенда гласит, что в 13 лет его взяли в плен Темуриды, у которых он провел около 27 лет. Будучи потомком Чингизхана, даже в плену ему оказывали почести, например, он смог получить образование и в совершенстве овладел искусством каллиграфии, за что и был удостоен звания «хан-усто».
За то время, что Юнус-Хан пребывал в плену у Темуридов, он успел породниться с ними, конкретнее с правителем Самарканда и великим ученым Мирзо Улугбеком, который позволил Юнус-Хану вернуться домой в Ташкент, что тот и сделал. Пребывая уже в почтенном возрасте, он отошел от государственных дел, поселился в районе Ташкента Шейхантаур и прожил там оставшиеся годы своей жизни. Усыпальница же была построена после смерти Юнус-Хана.
Что примечательно для этой постройки, так это ее Т-образная форма, нетипичная для Средней Азии. К тому же у здания полностью отсутствует декор, не считая каменных колонн, которые и составляют убранство усыпальницы. Археологи полагают, что усыпальница Юнус-Хана была построена иранским архитектором, захваченным в плен.
Но основной загадкой для историков является то, что, не смотря на название «усыпальница», в здании не было найдено ни захоронения самого Юнус-Хана, ни любого другого. Так что это до сих пор истинное предназначение усыпальницы не было открыто.
В постройке есть и еще одна любопытная деталь – музыкальные двери. Двери усыпальницы при их открытии и закрытии издают мелодии. Как оказалось, в створки дверей был встроен механизм древнего музыкального инструмента – чанга.
Усыпальница, хоть и не является образцом красоты, все же хранит несколько тайн и этим и притягивает к себе.