Буддийское наследие Узбекистана: связи Узбекистана с Китаем и культурные реликвии


История Узбекистана уходит корнями глубоко в прошлое, буквально к началу зарождения великих цивилизаций. В ней можно найти немало сюрпризов и нетривиальных фактов. Например, мало кто знает, но до прихода арабов на среднеазиатскую территорию, южные земли Узбекистана принадлежали Китаю. 

Столь удивительный факт приходится на время правления Канишки I (начало II в. н.э.) - правителя Кушанского царства, которое располагалось на обширных территориях Средней и Центральной Азии и доходило вплоть до Северной Индии. Виной тому стало неудачное сватовство Канишки к китайской принцессе по политическим соображениям. В результате китайский правитель арестовал кушанское посольство. В ответ на это Канишка отправил на территорию Китая 60-тысячную армию, но она потерпела поражение. И тогда Китай напал на восточные оазисы Узбекистана и подчинил себе Фергану и Кангху (современная территория Ташкента). Но в конце своего правления, Канишки все-таки удалось мирным путем вернуть земли в свое владение. 
 
Всем известна легендарная караванная дорога «Великий Шелковый путь». В период Кушанского царства торговля восточной ветви с Китаем достигла широкого размаха и приняла международные масштабы. 
 
Интересен и тот факт, что в период расцвета Кушанского царства на территорию Узбекистана проникает буддизм. Больше всего своего распространения религия достигла в южной части страны. 
 
По одной из легенд, слава о Будде не давала покоя двум братьям из Бактрии. Вскоре они решили отправиться в дальний путь, чтобы встретиться с легендарным учителем. Вернулись братья на родину уже просветленными и построили в честь Будды храмы. Так религия начала распространятся на территории Узбекистана и была идеологически близка к идеологии местного населения. К этой эпохи относят самые грандиозные буддийские памятники, обнаруженные на территории старого Термеза в Сурхандарьинской области. 
Храмовый комплекс Фаязтепа (I в. до н.э. – III в. н.э.). Комплекс включает три большие постройки: храм, монастырь и двор с хозяйственными помещениями. На территории комплекса были найдены уникальные реликвии: статуя Будды из глины, Триада Будды, монеты, посуда, различные бытовые предметы, фрагменты живописи. Все обнаруженные артефакты можно увидеть в Музеи истории Узбекистана
 
Буддийский монастырь Каратепа (I-III вв. н.э.) состоит из нескольких вихар, в центре комплекса находилась ступа. Весь храмовый комплекс был обнесен стеной, за которой располагались хозяйственные помещения. 
 
Буддийская ступа Зурмала (I-III вв. н.э.). Сооружение является одной из древнейших буддийских построек Сурхандарьи. Ступа построена в виде башни из сырцового кирпича квадратной формы. Ее высота достигает 14 метров, а на ее возведение ушло 1200000 кирпичей.
 
Древнее городище Дальверзинтепа (III-VII вв.). Древнейший город был центром торгово-ремесленнических отношений. На его территории располагались два буддийских храма, в одном из которых были найдены цветные скульптуры Будды. 
 
Античная крепость Кампыртепа (IV в. до н.э. – II вв. н.э.). Когда-то здесь находилась роскошная резиденция Александра Македонского с форпостом, мощной крепостью и башнями. Кампыртепа и по сей день поражает. Впечатляющие руины оборонительной крепости, хозяйственные древние помещения, останки буддийского храма являются ценнейшими памятниками и включены в Список памятников культурного наследия ЮНЕСКО.
 
Древний город Халчаян (I в. до н.э. – III в. н.э.). Развалины Халчаяна не могут не удивлять, ведь здесь были обнаружены редчайшие реликвии, среди которых скульптура головы кушанского принца. У кушанского принца здесь был богато-украшенный дворец с многочисленными фресками, статуями и настенной живописью. 
 
После распада Кушанского царства наступает эпоха Эфталитского государства (V-VI вв.). В этот период налаживаются политические и торговые связи Средней Азии с Китаем. Некоторое представление об эфталитах дает рассказ буддийского паломника Си-ю-чи. Он писал о невероятно роскошных нарядах из дорогих тканей надевавшие придворные женщины, а также богатое убранство храмового буддийского помещения Балалыктепа (Ангорский район Сурхандарьинской области Узбекистана).
 
К середине VI века на территории Узбекистана сложилось большое кочевое государство – Тюркский каганат. Укрепив свои позиции, тюркские наместники регулярно совершали набеги на Китай. После разделения Тюркского каганата на восточную и западную части, в 630 году Китай на 30 лет захватывает Каганат. 
Китайский историк Сюан-Цян, путешествуя по территории Узбекистана в VII веке, оставил подробное описание увиденных дворцов в Бухаре и Чаче. В частности, он рассказывает, что у правителя Бухары был трон в виде верблюда, а у владельца Кушании – в виде барана.  Вскоре, в конце VII века на территорию Каганата пришли арабы, но это уже совсем другая эпоха.

Мы в социальных сетях:
Facebook
Instagram
VK
Одноклассники
Тур на Навруз

Туры в Узбекистан


Метки: