Популярные статьи

Театр Исторического Костюма “Эл Мероси” (Народное Наследие)

Хотелось бы начать со слов Конфуция "Только тот,кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть человеком."
Театр исторического костюма "Эл Мероси" - Самарканд. 
Представляя национальную культуру во Франции, Германии, Италии, Бельгии (дважды), Турции (трижды), Туркменистане, России (дважды), Корее, Японии и других странах театр "Эл Мероси" занял высокое место в культурной жизни Республики. Об этом также свидетельствуют многочисленные выступления для зарубежных туристов, трудовых коллективов, учебных заведений и VIP гостей. Артисты театра - молодежь города Самарканда, студенты ВУЗов, лицеев и колледжей, средний возраст 18 – 25 лет.

Прост и точен этот закон: все новое зиждется на старом, вырастает из него, трансформируется в новое.
Как можем мы узнать о тех, кто был до нас. Кто прожил свой век на той же земле, что ходим мы с Вами, кто оставил свой след в истории, который нам теперь так интересно найти?

История и Археология.
Все источники по истории можно разделит на две большие группы: вещественные и письменные. Орудия труда, остатки древних построек, погребения, горные выработки и святилища, пещеры, древние системы орошения, украшения, посуда - все, что создал человек, является для историков ценнейшим источникам. Большой интерес для исследователей прошлого представляют наскальные изображение. По рисункам, выбитым на скалах, нарисованным растительными красками на стенах пещер и гротов, можно в какой-то степени составит представление о мире, окружающем древнего человека, его взглядах на мир и на себе подобных.

Авторитетными свидетельствами являются письменные источники, которые обширны и разнообразны.

Уникальное наследие наших предков - традиционные костюмы людей разных эпох, разных верований, разных государств представляют вечную мечту о прекрасном, воплощенную в предметах быта, украшениях и особенно в создании внешнего облика человека.
Одежда не только изолирует человека от внешней среды, но и по верованиям наших далеких предков сохраняет и упрочняет ее с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках и орнаментах. Колдовская сила народного костюма так велика, что одежды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками культуры испытываешь эстетическое наслаждение. Народной костюм становится летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты.

Театральная представление «Мгновение вечности» начинается с танцевально - музыкального номера, где суровые охотники эпохи бронзы (конец III - начало II тыс. до н.э.) исполняют сцены охоты. Их костюмы, выполненные из тканей грубого плетения ручной работы, отделанные кожей и мехом. были реконструированы по материалам археологических экспедиций. Этот номер имеет фрагменты традиционных ритуальных танцев народов, поклоняющихся природе и духам птиц, зверей и растений, для которых было больше мистики, чем знаний.

Им на смену выходят кочевники, в чьих костюмах уже больше меха и кожи, а копья в руках сменились короткими мечами - акинаками. Костюмы середины I тыс, до н.э. воссозданы по мотивам изображений на серебряных сосудах и барельефах Бехистуна (Ирана). Воинствующие «скифы» изображают сцену битвы, в которой участвуют и мужчины и женщины, занимавшие высокое место в кочевническом обществе.

Ритмичная, можно сказать агрессивная музыка уходит вместе с теми, с кем она так хорошо ассоциируется, и на сцене появляются «золотые» ахемениды. Плавные движение демонстраторов соответствуют достоинству аристократов и царских особ. Их костюмы VIII-VI вв. до н.э. созданы по изображениям на каменных и майоликовых барельефах дворцов в Парсе, Персеполисе, Вавилоне. Они более сложные и изысканные, с высокими головными уборами, говорящими о высоком статусе обладателя. В огромной Ахеменидской держав мирно сосуществовали различные культы, в том числе культ божественной сущности Анахит.

На сцену как будто впорхнули мифические птицы с крыльями из тончайших ткани разных расцветок – это жрицы Анахит. Эти костюмы восстановлены по глиняным скульптурными фигуркам Анахиты, найденным по городище Афросиаб. Костюмы украшены золотыми и серебряными шнурами, бусинами, круглыми пластинами. На голове большие тюрбаны.

Согдийские период представлен посольством царя Чаганиана в Самарканд - знакомство с принцессой и подношением даров. Царская особа со свитой в богатых одеждах, украшенных золотим и серебренными шитьем, росписью. Костюмы IV-VII вв. н.э. созданы по мотивам настенных росписей Афросиаба (Самарканд), Пенджикента(Таджикистан), Варахши(Бухара).

На смену согдийцам приходят Темуриды (XIV-XV вв н.э.). Информации об этом историческом периоде гораздо больше так, как широко применяется письменность, щедро «сдобренная» иллюстрациями (Бабур-наме, Зафар-наме). Одежда царедворцев и знатных дам сшита из бархата, парчи, щелка, отделана золочеными кружевами и лентами, богато украшена. Это время считается расцветом науки, культуры и поэзии, которая стала неотъемлемым атрибутом дворцовых приемов и праздничных гуляний. Именно эту сторону жизни жителей Темуридского государство и показали артисты.

Заканчивает театральная действо представление обряда, сохранившегося почти в неискаженном видев в самих различных регионах Узбекистана до наших дней – это свадьбы. Костюмы XIXв. выполнены из шелка, парчи, бекасама, атласа. Широко используется золотая и серебрянная вышивка , как в женских так и в мужских одеяниях.

Программу спектакля гармонично дополняют классические национальные узбекские танцы в исполнении солистов театра. За сравнительно короткий срок своего существования Театр исторического костюма ''EL MEROSI'' получил заслуженное признание не только в Узбекистане, но и достойно представил национальную культуру на гастролях в Бельгии, Германии, Италии, Франции, России, Туркменистане, Турции, Республике Корея и Японии.