Новости

Петроглифы в горах Янгиабада

Снимки находок, с просьбой определить их возраст, были отправлены Мухиддину Хужаназарову, эксперту по наскальным изображениям Узбекистана и Центральной Азии. Изучив фотографии, он поздравил группу с научным открытием: петроглифы из Янгиабадских гор доселе были неизвестны науке.

Светлана Щур, инструктор по горному туризму, руководитель Детско-юношеского горно-спортивного клуба «Пилигрим» г. Янгиабада, недавно познакомилась с Бельдерсайскими петроглифами. Она вспомнила наскальные рисунки, виденные где-то на маршрутах по Янгиабадским горам, и задалась целью найти их.

Светлана проконсультировалась со знатоками местных гор Али Тухтаевым и Демьяном Довгим, которые рассказали, где встречали подобные изображения. Хотя миссия представлялась невыполнимой: в считанные дни изучить большой горный массив, это ее не остановило. 6 ноября группа, в которую вошли сама Светлана, член клуба «Пилигрим» Евгения Кулакова, фотограф Владимир Артемьев и автор этих строк, отправились в путь. И экспедиция увенчалась успехом.

Мухиддин Мустафакулович Хужаназаров, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, заведующий отделом «Эпоха камня» Института археологии Академии наук Узбекистана:

– Большинство рисунков, найденных туристами, выбито относительно недавно: с Х по ХIХ век, некоторые вообще относятся к нашему времени. На них почти нет пустынного загара, кроме того техника изображения примитивная. В основном это линейные рисунки дикого горного козла или горного барана.

Пустынный загар возникает не за один день, а за долгие годы. Для более точной датировки изображения необходимо знать: как относительно солнца располагается камень, открыт ли он большую часть дня солнечным лучам или смотрит в противоположную сторону; скрыт ли рисунок в нише или на него воздействуют осадки, ветер и прочие природные явления. Под влиянием этих явлений пустынный загар быстрее покрывает камень.

На некоторых камнях трудно разобрать изображение. Часть из них не завершена. Иногда более поздние изображения перекрывают ранние. На отдельных снимках не артефакты, а результат разрушительной работы природных явлений на гранодиорите или песчанике – горных породах, непригодных для высечения изображений.

Точную датировку определить трудно. Если керамисты могут датировать фрагмент древнего сосуда по форме или декору в пределах сотни лет, то датировка изображений, высеченных на камне, возможна, лишь в пределах тысячелетий.

Наиболее интересные из найденных петроглифов, можно отнести к I тысячелетию до нашей эры. Здесь можно увидеть солярные и лунарные знаки, наличие которых указывает, что эти изображения древнее остальных. Рисунки равномерно покрыты пустынным загаром. Часть изображений нанесена поверх более древних или использует их линии в новом сюжете. Эти петроглифы дают большой простор фантазии!

Для более точного прочтения их нужно исследовать на месте обнаружения. Изучить ландшафт: почему изображения появились именно на этом месте. Определить горную породу, послужившую основой для изображения. Наблюдать их утром, днем, вечером при различном освещении солнечными лучами, ночью при свете фонарика.

Накрывшись непрозрачной пленкой или покрывалом и приоткрывая один край, можно запустить луч света вдоль поверхности камня. Это помогает обрисовке микрорельефа и фактуры скалы.

Допускается прорисовка отдельных фигур мелом, чтобы разделить скопление изображений на части, следы мела смоет дождь. Можно также облить петроглифы водой, которая поможет выявить незаметные детали и штрихи.

Рисунки, подобные найденным , есть в Кизил Олмасае, геологическом поселке недалеко от Ангрена. Именно там впервые в Ахангаранской долине были найдены петроглифы. Кстати, на сае недалеко от турбазы «Янгиабад» есть и памятники эпохи палеолита – Каттасай 1 и Каттасай 2, где 50-100 тысяч лет назад жили люди. Ежегодно, в том числе в этом году, мы ведем там раскопки.
nuz.uz